English | Українською

Симптомы и трудности ребенка из дисфункциональной семьи

  Термином неблагополучная семья не хочется никого обижать. Возможно, корректнее говорить дисфункциональная семья - семейная система, где что-то, касающееся полноценного и здорового развития ребенка, было упущено по разным причинам. Цель - не повесить ярлык "неблагополучия", а посмотреть внимательно на себя чтобы понять какие моменты нуждаются в дополнительном внимании.

Взрослые дети алкоголиков и дети из неблагополучных семей (ВДА и ВДН):

1) пытаются догадаться как себя вести, чтобы это было нормально

2) испытывают трудности с доведением дел от начала до конца

3) обманывают, когда вместо этого можно было бы легко сказать правду. Они лгут из-за инстинкта самосохранения и обычно о своих чувствах

4) осуждают себя без милости. У детей из семей алкоголиков или других неблагополучных семей, где присутствует насилие, развивается страх совершать ошибки, они хотят быть "невидимыми". Они как будто ходят по тонкому льду в страхе сделать что-нибудь не так

5) испытывают трудности с развлечениями. Им трудно расслабляться из-за сверхбдительности и необходимости "быть в безопасности". Иногда они контролируют процесс развлечений

6) воспринимают себя очень серьезно. Они имеют тенденцию быть слишком чувствительными из-за эмоциональных травм

7) испытывают трудности с близкими отношениями. Из-за часто эмоционально разрушительных "кандалов" в семье алкоголика, они принимают на себя "роли", которые усугубляют эти "кандалы" и потерю себя. Роли "героя", "козла отпущения", "потерянного ребенка" или "клоуна" создают образ, который потом поддерживается. Поэтому есть потеря себя настоящего. И они боятся становиться ближе к другим из-за страха быть оставленными

8) слишком болезненно реагируют на изменения, которые они не контролируют

9) постоянно ищут одобрения и поддержки

10) обычно считают, что они отличаются от других людей. Думают "никто не собирается понять мое поведение или проблемы"

11) супер ответственны или безответственны, а иногда оба варианта. Они становятся сверх-бдительными в ответ на свою хаотическую среду, снова полагая, что их действия определяют поведение других людей. Дети, у которых неадекватное чувство себя, чувствуют, что они несут ответственность за то, что происходит вокруг них. Иногда они отказываются от ответственности, потому что все, что они ни делают, никогда не будет достаточно хорошо. Они часто развивают шаблоны поведения в раннем детстве, пытаясь заработать самоуважение извне, ища похвалы вместо любви (достигая больше других), иногда бросают все и изолируются, заболевают, начинают злоупотреблять психоактивными веществами или "выпадают" (вялая работа ниже их возможностей, потенциала)

12) очень лояльны, даже перед лицом фактов того, что лояльность незаслуженна

13) импульсивны. Они склонны зацикливаться на каком-то образе действий, серьезно не рассматривая альтернативные варианты поведения или возможные последствия. Эта импульсивность приводит к путанице, ненависти к себе, и потере контроля над окружающей их обстановкой. Кроме этого, они тратят слишком много энергии на приведение всего в порядок. Из-за беспорядка и непредсказуемости в их ранней жизни и в последующем принятых ролях для выживания, они часто лучше чувствуют себя в хаосе, чем в тишине, наедине с собой. Поддержание хаоса или вовлечение себя в профессии, где есть беспорядок, часто связано с непроработанной болью и печалью прошлого

14) разрабатывают шаблоны умиротворения, ищут одобрения или изолируются когда сталкиваются с конфликтом из-за боязни разрушительного гнева или угрозы насилия, испытанного в детстве, а также из-за страха за свою собственную невыраженную ярость

15) часто выросли в семейных системах, которые были непредсказуемы и не отвечали на нужды детей. Дети научились доверять больше себе, чем другим, вопросы заботы о себе. Иногда зависимое поведение есть результатом этого «доверия себе» и «заботы о себе»

16) часто вырастают с чувством полной беспомощности или чувством полного единства. Часто эти дети проявляют сверхконтроль в своей жизни, полагая, что они вызывают реакцию и поведение других людей. Они могут испытывать чувства жертвы и пытаться спасти одного из родителей от другого. Это создает чувство беспомощности, а также неадекватное чувство контроля над их окружением. Например: "Это моя вина, что мама или папа пьет. Если бы только я был(а) лучше.."

17) формируют отношение в раннем возрасте, что "у меня нет нужд, я могу сделать это сам, спасибо". Когда потребности игнорируются неоднократно или родители "не там" эмоционально или физически, дети учатся переставать нуждаться и фактически боятся времен нормальной зависимости

18) испытывают потребность все контролировать. Боязнь нормальных чувств приводит к навязчивой необходимости контролировать и жить жизнью, как говорит Шэрон Вегшейдер-Круз, "в постоянной репетиции для жизни"

19) испытывают трудности слыша положительное. Из-за плохого восприятия себя, сформированного в детстве, или недооценивают положительные отзывы от других, чувствуют недоверие к тем, кто хвалит их, или испытывают глубокое чувство боли или потери, услышав положительные вещи о себе

20) живут в черно-белом мире. Это как будто зависимость убивает все серые клетки в мозге, оставляя черное и белое. Жесткости и черно-белому мышлению учатся от родителей

21) воспринимают себя плохо и испытывают трудности с самооценкой

22) имеют компульсивные формы поведения и зависимости. Часто в попытках заглушить скорбь и боль из прошлого, они маниакально работают, тратят деньги, едят, физически упражняются, играют в азартные игры, ищут секса, становятся зависимыми от отношений, или ведут себя другими навязчивыми способами. К сожалению, многие взрослые дети становятся на свои собственные пути выпивки, алкоголизма или употребления наркотиков

23) имеют навязчивую необходимость быть правыми. Жизнь воспринимается в терминах "правильно" и "неправильно". Часто необходимость быть всегда правильным, подходящим, и "правым" заменяет оригинальное желание быть любимым

24) страдают от отрицания. Раньше думали, что только алкоголик находится в состоянии отрицания. Сегодня понятно, что все члены семьи зависимого страдают от отрицания. Отрицание - это как бы неосведомленность. Хотя "неосведомленность" защищает их от боли, она в то же время поддерживает дисфункцию

25) испытывают страх перед чувствами. Выражение чувств или позволение себе чувств часто не было безопасно или комфортно в семье алкоголика. Детям часто были разрешены только конкретный чувства - "счастливый", "хороший", и т.д. Если выражались другие чувства, они рисковали встретиться с отвержением или вспышками гнева со стороны родителей. Потому что они научились заглушать чувства в раннем детстве, они потеряли способность чувствовать или выражать эмоции. Часто добрые чувства, такие, как восхищение, радость и счастье приносятся в жертву, так же как и чувства гнева или печали. Некоторые могут плакать, но никогда не позволяют чувства гнева, другие могут позволить гнев, но никогда не слезы

26) испытывают частые периоды депрессии. Гнев, который подавлен, может сделать нас депрессивными и часто все чувства гнева направлены против внутреннего ребенка. Некоторые проявляют признаки депрессии в раннем детстве, имеют трудности со сном, ночные кошмары, лунатизм, трудности в школе, впадают в пере- или недоедание, кражи и т.д., имеют химические депрессии, а также непережитое "отложенное" горе

27) имеют страх быть реальными собой. Если человек нравится кому-то, он считает "я обманываю ВАС", потому что дети из неблагополучных семей на ранней стадии учатся угождать и относиться к миру в подходящих образах или масках, а не проявлять свою истинную сущность. У них, как правило, есть ощутимое несоответствие между тем, что чувствуется внутри и что показывается наружу, ведущее к установке, что "если бы другие действительно знали меня, они бы не принимали меня"

28) сверх чувствительны к нуждам других. Выживание в неблагополучной семье часто означало быть постоянно в курсе самых незначительных изменений в настроениях взрослых, ведущее ребенка быть намного более осведомленным о том, что другие делают и чувствуют, чем о том, что чувствуется внутри

29) имеют повторяющиеся шаблоны отношений в уже взрослой жизни. Внутренние убеждения и фильтры приводят их к выбору супругов и друзей, которые воспроизводят детские взаимодействия с родителями. Они часто находят себя в воссоздании болезненного опыта детства. Почему? Они тянутся к тому, что знакомо и что известно. Eсть чувство необходимости преодолевать, "пытаюсь сделать чтобы мой отец не пил или любил меня". Поэтому они выбирают алкоголика в супруги. Дети из здоровых семей отрабатывают детские травмы в игровой комнате, а дети из неблагополучных семей находят себя отрабатывающими болезненные травмы прошлого в реальной жизни

30) неспособны расслабиться, отпустить и весело проводить время. В то время как другие дети были заняты учась отношениям, соревноваться, играть и развивать социальные навыки, дети из неблагополучных семей получали жесткие уроки выживания. Жизнь становится более сложной, чем продолжаемое выживание, и играть или веселиться - это несет огромный стресс. Ребенок внутри все еще боится сделать ошибку или сделать что-то неправильно. А отпустить - это значит дать выйти из-под контроля


После прочтения этого списка вы можете чувствовать себя подавленным, потому что узнаете в себе некоторые из этих качеств. Дело не в том, чтобы поставить ярлык себе и стать жертвой, но чтобы узнать и работать над исцелением от этого качества. Когда такое качество смягчается, преобразуется и даже уходит, человек обретает свободу.


Since 2012. Made with love

Russian | Ukrainian

Symptoms and difficulties of coming from a Dysfunctional Family

  The term "dysfunctional family" is not meant to offend anyone. It is used to describe a family system where something, concerning the full and healthy development of the child, was lost(skipped) for various reasons and activated in family members certain coping skills or defense mechanisms called "dysfunctional family roles". The goal is not in labeling as "dysfunction" but at looking closely at yourself to understand which areas are week and need extra attention and help.

Adults from dysfunctional families:

1) guess at what normal behavior is

2) have difficulty following a project through from beginning to end

3) lie when it would be just as easy to tell the truth. They lie out of self preservation and usually about their feelings

4) judge themselves without mercy. Children in alcoholic/abusive families develop a fear of making mistakes or being "invisible". They walk on eggs in fear of results of doing something wrong

5) have difficult having fun. They have difficulty relaxing because of the hyper-vigilance of "being safe". Sometimes they are control of entertainment activities

6) take themselves very seriously. They tend to be overly sensitive because of brain structural changes (cingulate gyrus and amygdale) from the trauma

7) have difficulty with intimate relationships. Because of frequently emotionally destructive enmeshments in the alcoholic family, they develop "roles" that furthers the enmeshment and loss of self. The roles of "hero", "scapegoat", "lost child", or "clown" creates an image to maintain. Thus there is loss of being oneís real self. They fear getting close to others for fear of abandonment

8) overreact to changes which they have not control

9) constantly seek approval and affirmation

10) usually feel that they are different from other people. Terminal uniqueness is the disease where one feels that "certainly no one is going to understand my behavior or problems"

11) are super responsible or super irresponsible and sometimes both. They become hyper vigilant in response to their chaotic environment, again believing that their actions determine the behaviors of others. Children, who have an inordinate sense of self, feel that they are responsible for what goes on around them. Sometimes they give up an responsibility because nothing they do will ever be good enough. They often develop patterns in early childhood of trying to gain self-esteem from the outside world, seeking applause in place of love (overachievement), sometimes giving up and isolating, getting ill, beginning their own substance abuse patterns or "dropping out" (underachievement)

12) are extremely loyal even in the face of evidence that loyalty is undeserved

13) are impulsive. They tend to lock themselves into a course of action without giving serious consideration to alternative behaviors or possible consequences. This impulsivity leads to confusion, self-hatred, and loss of control over their environment. In addition, they spend an excessive amount of energy cleaning up the mess. Because of the turmoil and unpredictability in their early lives and subsequent survival roles developed, they frequently find themselves more comfortable with chaos than with quiet times. Keeping the chaos going or involving themselves in professions where turmoil exists, frequently staves off unresolved grief of the past

14) develop patterns of placation, seek approval, or isolate when faced with conflict because of fears of destructive anger or threat of violence experienced in childhood and also because of fear of their own unexpressed rage

15) often grew up in family systems that were unpredictable and unresponsive to the needs of children. Children grew up trusting themselves more than others in terms of self-care. Sometimes addictive behavior results from this "self-trust" and "self-care"

16) often grow up with a sense of total helplessness or a total sense of togetherness. Frequently these children gain control in their lives by believing that they cause the responses and behaviors of others. They may feel the victims feelings and try to rescue one parent from the other. This creates both a sense of helplessness as well as an inordinate sense of control over their environment. Example: "Itís my fault that mom and dad drink. If I was only better.."

17) develop the attitude early in life that I have no needs; I can do it myself, thank you. When needs are repeatedly not met or parents "arenít there" emotionally or physically, children learn to stop needing and in fact fear times of normal dependency

18) need to be in control. Fearing normal feelings leads to compulsive needs to control and live life as Sharon Wegsheider-Cruse states, "in a constant rehearsal for living"

19) have difficulty hearing the positives. Because of poor self images developed in childhood, either discount positive feedback from others, feel a sense of distrust for those complimenting them, or feel a deep feeling of pain or loss upon hearing positive things about themselves

20) are living in a black and white world. It is as if the addiction kills all the grey cells in the brain, leaving on the black and white. Rigidity and black and white thinking is learned from their parents

21) have poor self images and struggle with self worth

22) have compulsive behaviors and addiction. Often in attempts to continue delayed grief and pain from the past, they compulsively work, spend money, eat, exercise, sex, gamble, become addicted to relationships, or behave in other compulsive ways. Sadly, many adult children begin their own patterns of compulsive drinking or drug use

23) have a compulsive need to be right. Life is thought in terms of "right" and "wrong". Often the need to be always correct, appropriate, and "right" replaces an original desire to be loved

24) suffer from denial. It used to be thought that only the alcoholic was in denial. What is realized today is that all members of the alcoholic family suffer from denial. Denial is about unawareness. While being "unaware" protects them from the pain, it also keep the dysfunction going

25) have a fear of feeling. Expressing feelings or allowing feelings often was not safe or comfortable in an alcoholic's family. Children often were only allowed particular feelings Ė"happy", "fine", etc. If other feelings are expressed, they risked abandonment or angry outbursts from parents. Because they learned to numb out feelings in early childhood, they have lost the ability to feel or express emotion. Frequently good feelings, such as excitement, joy and happiness are sacrificed as well as feelings of anger or sadness. Some can cry but never allow feelings of anger, others can allow anger but never risk tears

26) have frequent periods of depression. Anger that is repressed can make us depressed and frequently all feelings of anger are turned against the child inside. Some show signs of depression in early childhood, difficulty sleeping, over or under-eating, nightmares, shoplifting, sleepwalking, difficulty in school, etc. and have chemical depression as well as delayed grief

27) have a fear of being their real self. If a person is like, they feel that "Iím fooling YOU," because children from dysfunctional families early on learn to please and relate to the world with acceptable images rather than true selves. There tends to be a felt discrepancy between what is felt inside and what is shown outside, thus leading to a belief that "if others really knew me, they wouldnít like me"

28) are hypersensitive to the needs of others. Survival in a dysfunctional family frequently meant being constantly aware of the most minor shifts in moods of adults leading the child to be far more aware of what others were doing and feeling than what was being felt inside

29) have repetitive relationship patterns in their adult lives. Internal beliefs and filters lead them to pick spouses and friends that replicate the childhood interactions with parents. They frequently they find themselves recreating the painful experiences of their childhood. Why? They are drawn to what is familiar and to what is known. There is a sense of need to overcoming, "trying to get my father to not drink or to love me". So, they pick an alcoholic to marry. Children from healthy families work out childhood traumas in the playroom while children from dysfunctional families find themselves working out painful traumas of the past in real life

30) have an inability to relax, let go and have fun. While other children were busy learning to relate, compete, play and develop social skills, children of dysfunctional families were learning the tough lessons of survival. Living becomes more difficult than continued survival and playing or having fun becomes terrifyingly stressful. The child inside is terrified still of making a mistake or doing it wrong. Letting go means being out of control


After you reading this list, you might feel depressed because you identify with some of these symptoms. The point is not to label yourself and become a victim, but to identify and to work toward healing from the trait. As the trait is soften, transformed and even removed, one gains freedom.


Since 2012. Made with love